В последние недели "Газпром", крупнейший в мире производитель газа, наделал немало шума. Украину - и не только ее - трясло, однако для "Газпрома" это было хорошее время.
После урегулирования на прошлой неделе ценового спора с Украиной украинский парламент выразил недоверие правительству из-за достигнутого соглашения, и возникла опасность конституционного кризиса. Во вторник президент Виктор Ющенко предупредил о "дестабилизирующих" силах.
Европу тем временем мучило осознание того, что ее энергетические поставки напрямую зависят от изменчивых отношений России со странами, через которые идет газовый транзит. Однако в интервью на этой неделе Александр Медведев, возглавляющий экспортное подразделение "Газпрома", категорически отрицал, что долгосрочным перспективам компании в Европе был нанесен ущерб из-за опасений по поводу надежности поставок, возникших из-за перекрытого в первый день нового года вентиля.
Медведев выразил удивление критикой его компании и России со стороны Западной Европы. Он заявил, что рассчитывал на более адекватное понимание обязательств Украины. Он выразил сожаление по поводу того, что почти не увидел такого понимания в Европе, и назвал реакцию на события 1 января неадекватной.
И тем не менее, "Газпром" получил вознаграждение. Во вторник рыночная капитализация "Газпрома" превысила 201 млрд долларов, и он, по данным Bloomberg News, стал седьмой крупнейшей компанией мира, опередив Toyota Motor, Wal-Mart Stores и Procter & Gamble. С начала года акции "Газпрома" выросли на 21%, то есть примерно на 40 млрд долларов.
Свидетельством могущества компании является то, что ее интересы иногда равнозначны интересам российского государства. В мире, испытывающем дефицит энергетических поставок, контроль "Газпрома" над ценообразованием и экспортными трассами может стать причиной отставки правительства или скачка инфляции - "Газпром" же благодаря этому процветает.
Рост "Газпрома" знаменует собой прогресс российского капитализма. Хотя 51% компании принадлежит государству, ее доходы затмевают суммы, о которых шла речь во время финансового краха 1990-х годов. 14 августа 1998 года Россия объявила дефолт по государственным обязательствам на сумму 13,5 млрд долларов, что меньше рыночной стоимости "Газпрома" во вторник.
"Мы уверенно движемся к диверсификации и превращению нашей компании не только в крупнейшую, ведущую газовую компанию, но и в одну из ведущих энергетических компаний мира", - заявил Медведев.
В рамках договоренностей с Украиной "Газпром" согласился продавать газ через посредника, по более высокой цене, но в меньшем количестве, чем в прошлом году. Компания согласилась платить более высокие транзитные пошлины, но заморозила их на пять лет.
Для "Газпрома" спор закончился увеличением прогноза прибылей наступившего года. По оценкам московской финансовой компании "Объединенная финансовая группа", "Газпром" получит около 880 млн долларов дополнительной прибыли; на этот год прогнозировалось 66 млрд. Компания не опубликовала собственные оценки.
Однако Медведев, который вел переговоры от имени компании, заявил, что он доволен стратегическими завоеваниями "Газпрома" больше, чем краткосрочными прибылями.
Соглашение, отметил он, не только гарантирует экспорт в Западную Европу, на главный экспортный рынок компании, но и являет собой начало раунда переговоров о ценах с республиками бывшего СССР и странами Восточной Европы. Украина, отметил он, была этапом повышения цен на топливо для соседей России. "Газпром" 1 января уменьшил поставки в Молдавию, желая удвоить цену на газ, доведя ее до 160 долларов. Россия заявила, что в ближайшее время начнет переговоры с Белоруссией.
Что касается Европы, отметил Медведев, энергетическую политику в ближайшие годы будут формировать экономические, а не политические факторы. Он заявил, что российские трубопроводы всегда будут поставлять более дешевый газ, чем другие источники, и удовлетворять растущий спрос.
"Никто не должен сомневаться в том, что "Газпром" будет работать в Европе, - сказал Медведев. - Расширение нашей роли в газовом бизнесе тоже неизбежно, поскольку производство газа в Европе падает, а зависимость от импорта растет".
Эта концепция не согласуется с тревогами Европы, где чиновники соответствующих ведомств думают о возврате к атомной энергетике в целях диверсификации. По прогнозу "Газпрома", обнародованному до спора с Украиной, к 2020 году компания планировала увеличить свою долю на рынке Западной Европы с 26 до 38%.
Медведев, который в понедельник вернулся с переговоров с правительством Белоруссии, пролил некоторый свет на роль Кремля в переговорах с Украиной. Это деликатная тема, так как компания стремится убедить инвесторов в том, что она является уже не советским министерством, а современной корпорацией, свободной от политического вмешательства.
Накануне Нового года президент Владимир Путин предложил Украине трехмесячный льготный период перед повышением цен на газ. По словам Медведева, хотя он был в постоянном контакте с министром промышленности и энергетики, руководство компании удивило предложение Путина.
"Предложение нашего президента стало для нас сюрпризом", - сказал он. Однако "мы были готовы реализовать это предложение", добавил Медведев.
Аналитик московского "Альфа Банка" Крис Уифер в телефонном интервью заявил, что контроль Путина над переговорами свидетельствует о высоком уровне политического риска в компании. Кризис на Украине увеличивает вероятность того, что соглашение станет предметом новых переговоров.
Как бы то ни было, аналитики согласны с точкой зрения компании: проблемы с имиджем "Газпрома" меркнут в сравнении с его огромными резервами и экспортным потенциалом.
"Имидж уже не будет проблемой, - заявил энергетический аналитик "Объединенной финансовой группы" Павел Кушнир. - "Газпром" фактически решил вопрос транзита через Украину. Он разорвал связь между транзитом и ценой".
|